«Бегущий по лезвию 2049» – рецензия
Оценить этот пост!

Салют всем! «Бегущий по лезвию 2049» — это фантастический неонуарный детектив, который стал продолжением культового (по крайней мере, для меня) фильма 1982 г. Режиссером ленты выступил невероятно начитанный (судя по культурным отсылкам сиквела) и талантливый Дени Вильнёв. Ранее канадец ставил ленты «Прибытие», «Пленницы», «Убийца». Ридли Скотт — тот самый, который снял первую часть «Бегущего» 35 лет назад по книге Филипа К. Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» (1968), на сей раз выполнял функцию исполнительного продюсера и куратора проекта.

Главный вопрос, который стоит задать перед просмотром сиквела — это: на какое, вообще, продолжение мог рассчитывать зритель, если первого Blade Runner сначала долго и мучительно снимали — несколько правок сценария, недостаток финансирования, на съемочной площадке царило разногласие; потом были провальные тестовые просмотры, и в итоге: у фильма семь разных по смыслу финалов?! Отсюда смешанная критика и провал в прокате…

Теперь мы знаем, что «Бегущий по лезвию» прошел проверку временем, ибо уникальные визуальные и философские отклики ленты Ридли Скотта можно найти и в «Призраке в доспехах» (2017), и в «Матрице» (1999), и в «Терминаторе» (1984) и многих других картинах жанра «киберпанк», «боевик», «научная фантастика». Отсюда вывод: даже самая потрясающая воображение вторая часть не сможет выйти из тени оригинала…

Перед Вильнёвом стояла практически невыполнимая задача: «пройтись по лезвию бритвы» так аккуратно, чтобы сиквел был одновременно и оммажем в сторону Скотта, и собственным кинематографическим триумфом. Плюс, коммерчески успешным — без этого никуда. И режиссеру это удалось… Но об этом чуть позже.

О чем и как рассказывает сиквел?

Сюжет второй части «Бегущего по лезвию 2049» довольно прост, если судить по синопсису.

Молодой полицейский LAPD Кей (К) (отсылка к «Процессу» и «Замку» Кафки, так как в какой-то момент герою с серийным номером добавляют имя «Джо») охотится на репликантов устаревших версий NEXUS. Однажды герой узнает секретную информацию, и это меняет его представление о жизни с ног на голову.

В общем-то и все. Дени Вильнёв вместе с Warner Bros. провел идеальную рекламную компанию: о фильме, вроде бы, известно много — были приквелы — короткометражки, аниме и куча трейлеров, но выстроить из этого сюжет не представлялось возможным. Конечно, тем, кто любит предполагать тут было где разгуляться, но забудьте все теории и догадки. Фильм представит вам нестандартную историю, которая даже близко не копирует первого «Бегущего».

Я могу с уверенностью сказать, что перед нами идеальный киберпанк. Если вы знакомы с этим термином и любите все, что с этим связано, то «Бегущий по лезвию 2049» вас определенно порадует. Здесь есть все составляющие этого жанра: урбанистическое будущее, которое не за горами; человечество потерпело некоторый крах — голод, блэкаут, но продолжает бороться за существование с помощью генной инженерии. Вильнёв добавил в сюжет нотки нуара, и, в итоге, получилась весьма необычная смесь.

Что касается визуальной части, постановки и атмосферы, то лично мне захотелось срочно вручить создателям статуэтку за лучшую компьютерную графику: оранжевые пустыни, масштабные свалки, города — муравейники. Вместе с художниками, дизайнерами и оператором Роджером Дикинсом, который имеет за плечами 13 номинаций на «Оскар» («Побег из Шоушенка», «Чтец», «Да здравствует Цезарь!»), Вильнёв по кадрово разрабатывал стилистику «Бегущего», прежде чем приступить к съемкам. Представьте, римейк «Призрака в доспехах», где визуальная часть, в отличие от сценария, получилась, и умножьте этот результат на 10. Вот какая картинка у сиквела «Бегущий по лезвию 2049». Менее камерная и мрачная, зато масштабная и детализированная.

По сравнению с оригиналом больше натурных съемок, хоть и нет уже той свежести восприятия — все привыкли с годами к размаху. И все это на фоне «неонового Рая», который хорошо подсвечивает и моральное разложение общества, и технологический прогресс. При этом спецэффекты не кажутся приторными. Наоборот, ощущаешь старую добрую пленку из 1982 г. Простенько, но при этом чистенько. И настолько все точно в кадре выверено, что картинка не напрягает и, ей, по-настоящему наслаждаешься.

Рецензия, отзыв о фильме "Бегущий по лезвию 2049"

Так чем же может удивить сюжет фильма «Бегущий по лезвию 2049»?

Ну, спойлерить не буду, поэтому знайте, что режиссер будет последовательно вести вас по запутанному детективному следу, преподнося различные сюрпризы. В целом, ощущение подобного развитие событий связано с другой лентой Вильнёва — «Прибытие». Надеюсь, что вы меня поняли…

Хоть действо и связано с первым фильмом, но если вы его не смотрели, то это не помешает понять новинку — сиквел самостоятельный фильм, несмотря на участие камео Харрисона Форда, которое расширяет и дополняет вселенную, созданную Ридли Скоттом. Продолжение ничуть не эксплуатирует оригинальную картину, да, и флэшбэки и отсылки к первой части расставлены умеренно. Но короткометражки — приквелы к продолжению нужно посмотреть — в них показаны ключевые события фильма «Бегущий по лезвию 2049», произошедшие с 2019 г. по 2049 г.

Да, в фильме «Бегущий по лезвию 2049» есть проблемы в сюжете. Если без подробностей, то в сценарии много, очень много условностей и неправдоподобной фантастики, поскольку перед нами практически библейская притча про выбор и судьбу… Критическое мышление явно помешает кое-кому насладиться зрелищем без экшена.

Но это не про меня. Первые минуты блокбастера подарили столько эмоций, что я готова не думать о неувязках. С экрана низвергается — ниагарским водопадом потрясающе тягучая атмосфера, которую создают и герои, и музыка от Ханса Циммера и Бенджамина Уоллфиша, и режиссура — не проникнуться просто невозможно. Недаром кто-то из критиков сравнил впечатление от фильма «Бегущий по лезвию 2049» с соприкосновением к архитектуре Возрождения. Грязные переулки, где опасно ходить в одиночку; на героев падает дождь и это вызывает у зрителя физический дискомфорт; персонажи контактируют и ты ощущаешь этот контакт.

Вдобавок, здесь есть сильная привязка к персонажу Гослинга, так как на протяжении всех его похождений чувствуешь себя рядом с данным офицером. К тому же в фильме присутствует нетривиальная любовная история репликанта Джо и… искусственного интеллекта Джой (Ана де Армас) — вы только подумайте, любовная линия («не для галочки») в киберпанке!

В главных ролях

Если уж говорить об актерах, то некоторые качества своего персонажа Райан Гослинг, может быть, позаимствовал из «Драйва» — крутой парень — нелюдим. Впрочем, так кажется только 10 минут картины — дальше выразительная игра, передающая состояние репликанта, которого окружающие люди считают бездушным инструментом. Полицейский Кей (К), или Blade Runner, в исполнении голливудской звезды получился своеобразным — не затмит, конечно, Форда, но на то свои причины. Ну, а сам постаревший Рик Деккарт еще может вдарить как следует. И небольшой спойлер: в определенный момент оказывается, что история совсем не про персонажа Гослинга, а про другого героя…

Читайте также:  «Притяжение» - рецензия

Робин Райт в роли сурового и консервативного лейтенанта Джоши, а также Джаред Лето в образе богача Ниандера Уоллеса, чья главная особенность «синдромом Бога», смотрятся весьма органично и играют прекрасно. Ну, что тут еще сказать: они (герои Лето и Райт) проходные персонажи, так как в фильме нет однозначного Зла или виновника, однако актеры перевоплотились по высшей шкале убедительности.

Пару слов об отсылках

Про различные сценарные и режиссерские приемы, которые сейчас редкость, и вовсе говорить не стоит. Дени Вильнёв подкидывает зрителю целую пачку культурных отсылок и «фишек».

  • Например, постановка момента с синхронизацией тел Джой и Мариетты (Маккензи Дэвис) — посмотрите и поймете о чем я…
  • Или тест на выявление отклонений у репликанта – полицейского Кея – однозначно сильная сцена, демонстрирующая второсортность репликантов. 
  • Встреча молодого «блейдраннера» и постаревшего Рика Декарда запомнится фразой из «Острова сокровищ» Роберта Стивенсона:
«Нет ли у тебя с собой кусочка сыру?. Нет? Ну вот, а я много долгих ночей вижу во сне сыр на ломтике хлеба… Просыпаюсь, а сыра нет».
  • Офицер LAPD Кей (K) читает на досуге «Бледный огонь» В. Набокова.
  • На рингтоне главного героя – симфоническая сказка С. С. Прокофьева «Петя и волк»
  • На отдаленной от мегаполиса ферме, где скрывается Саппер Мортон (Дэйв Батиста), написано на вывеске русскими буквами «Целина»

Лично я не почувствовала нерасторопность картины, на которую многие зрители жалуются, именно из-за вышеназванных отсылок и рейтинга R, несмотря на то, что «Бегущий по лезвию 2049» идет 3 часа.

Подытожим

В сюжете блокбастера «Бегущий по лезвию 2049» есть дыры, добавляющие кучу новых вопросов к открытому финалу первого фильма. И если придираться, то присутствует некая поверхностность и вычурность в антагонисте (Ниандер Уоллес), а Ленни Джеймс играет копию персонажа (мистер Коттон), что и в сериале «Ходячие мертвецы», однако Вильнёв снял действительно достойную картину.

Фильм разговаривает со зрителем то философскими диалогами, то атмосферой триллера «Чужого» Скотта, то при помощи ретро — эстетики «золотого века» Голливуда. В общем, зрелище на любой вкус, хотя кому-то наверняка не понравится затянутость и депрессивность происходящего в кадре. И возможно, что будет третья часть, так как открытое противостояние репликантов и людей только — только пробудилось…

Приквелы-короткометражки «Бегущего по лезвию 2049»

«БЛЭКАУТ 2022»

Режиссер: Синъитиро Ватанабэ («Аниматрица», «Ковбой Бибоп»)

Через три года после исчезновения Рика Декарда репликанты сбросили на Лос-Анджелес электромагнитную бомбу, что привело к отключению электричества, потере данных со всех цифровых носителей и банкротству корпорации Tyrell, производившей NEXUS.

«2036: ВОЗРОЖДЕНИЕ NEXUS»

Режиссер: Люк Скотт (сын Ридли Скотта)

На смену корпорации Tyrell из первой части пришла через 10 лет Wallace и ее глава Ниандр Уоллес соответственно, который выступает против запрета на производство репликантов. Его главный аргумент — это масштабный голод и покорные андроиды нового поколения Nexus 9.

«2048: НЕКУДА БЕЖАТЬ»

Режиссер: Люк Скотт

Репликант Саппер Мортон (Дэйв Батиста) всю жизнь в бегах, так как люди панически боятся андроидов, произведенных до блэкаута.

589290

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие записи

Добавить комментарий