«Чужой: Завет» – рецензия
5 (100%) 1 голос[ов]

Салют всем! Сегодня опишу свои впечатления от просмотра фантастического триллера — ужастика «Чужой: Завет», или нового фильма Ридли Скотта. Хочу подчеркнуть словосочетание «новый фильм», так как для огромного количества людей в кинотеатрах идет показ просто очередного «Чужого», поскольку франшиза бесконечная и, по — большому счету, низкопробная. Скажу сразу, что картина спорная, и она, в отличие от недавнего «Меча короля Артура», нравится критикам, но не воспринимается на «ура» массовым зрителем.

Предыстория «Чужого»

Перед детальным разбором, надо уяснить, что «Чужой» — это не просто здорово придуманный когда-то монстр, а прекрасный фильм ужасов, сделанный Ридли Скоттом в 1979 г. — громкая заявка тогда еще молодого и «борзого» режиссера о своем таланте. Также «Чужой» — это фильм, который ставили лучшие режиссеры своего поколения: Джеймс Кэмерон — «Чужие» (фактически вчерашний дебютант (3 — я лента) подвязался на «левый» проект в 1986 г. — больше многократный лауреат «Оскара» себе такого не позволяет), Дэвид Финчер — «Чужой 3» (мастер ненавидит свою первую картину, но все же триллер 1992 г. с акцентом на клаустрофобию до сих пор потрясает). И в этом же списке, как ни парадоксально, режиссер «Амели» — Жан-Пьер Жёне, снявший «Чужой: Воскрешение» в 1997 г. Считать ли работу Пола У. С. Андерсона «Чужой против Хищника» (2004 г.) удачной? На ваше усмотрение…

Спустя 15 лет Ридли Скотт (пик популярности после «Гладиатора»: куча «Оскаров», и собственная студия, и деньги, и он сам выбирает, что снимать) решил вернуться к своему детищу, выпустив приквел для всей серии под названием «Прометей», который стал перезапуском франшизы. По всеобщему мнению и автора этой рецензии, в том числе, Скотт решил вернуться, чтобы показать, что он на самом деле заложил в «Чужом»

«Прометей» вызвал противоречивые отклики: фанаты привыкли думать, что серия — это мрачные атмосферные фильмы, где крутые люди и роботы «мочат» в глубоком космосе не убиваемых тварей. Скотт же, придумавший этот мир, дал понять, что за всем действом скрывается религиозная или философская концепция сотворения мира. Что Инженеры, сотворившие Чужого, породили и человечество, и Землю… Зачем они это сделали, Ридли намекает в первой части.

Ридли Скотт пояснил после выхода «Прометея», что Создатели разгневались на человечество за убийство Иисуса Христа (он был одним из Создателей). Также в одной из вырезанных сцен говорилось о том, что название родины Создателей в большинстве древних земных языков обозначало рай, куда и летит в конце фильма выжившая Шоу. “Почему Инженеры хотели уничтожить человечество?” – комментарий Ридли Скотта

 

Так вот, «Чужой Завет», с одной стороны, очень сложный фильм, с другой, — простой, как три рубля. Да, это космический хоррор с монстрами, выгрызающими внутренности. Но здесь же «микс» глобальной философии с аллюзиями на шедевры мировой культуру: музыка Вагнера, цитаты Шекспира, «Давид» Микеланджело, а ксеноморфы — метафора смерти, ни много ни мало.

И не маловажная деталь в том, что у произведения «Чужой: Завет» — сложная судьба, ибо слухов вокруг производства фильма было больше, чем правды.

  • В 2014 г. Ридли Скотт утверждал, что Инженеры из «Прометея» — это огромная и перспективная тема, а ксеноморфы — прискучили.
  • Затем режиссер заявил, что покажет в будущем фильме новую расу «Чужих»
  • Через год стало известно, что Нил Бломкамп («Район №9») попросил у студии 20th Century Fox разрешения на экранизацию своего «Чужого» раз уж отец — основатель отошел от классической линии. Это предложение понравилось и продюсерам, и поклонникам, но дальше этого дело не пошло. Почему? Очевидно, Скотт зарезал проект наглеца Нила из-за ревности, пообещав руководству студии совместить в новом фильме и крутых монстров, и их Создателей.

От этой двойственности и запутанности, на мой взгляд, все проблемы ленты «Чужой: Завет», поскольку формально — это классический «Чужой», а фактически продолжение «Прометея». С точке зрения главного злодея перед нами опять хорошо знакомый «Чужой» — Инженерами на экране и не пахнет, но на уровне идеи и концепции — это чистый «Прометей» …

«Начинка» второй части «Прометея»

Сюжет

Действие картины разворачивается спустя 10 лет после неудачной экспедиции «Прометея» и событий на LV-223. Экипаж колониального корабля «Завет» ловит странный сигнал с неизвестной планеты. Выжившие после нейтринной вспышки люди принимают решение отклониться от курса для посещения более пригодной для нормального существования системы, чем изначальный пункт назначения.

Чтобы вы лучше поняли мое отношение к «Завету», я немного напишу о своем отношении к «Прометею» 2012 г. Фильм мне очень даже понравился — в основном благодаря ощущению тайны, загадочности и мистификации всего происходящего на экране. В сюжетном плане этот приквел дал франшизе многое. «Прометей» объяснил появление ксеноморфов и раскрыл тайну происхождения всего человечества. В фильме проводились интересные параллели с религией, а через андроида Дэвида с синдромом Бога поднимался вопрос существования души.

К сожалению «Чужой: Завет» в этом плане куда менее интересен. Его сюжет не содержит практически новой информации, которая могла бы обогатить и расширить вселенною «Чужих». Вместо этого Ридли в очередной раз углубился в религиозную семантику и символизм. Несложно заметить, что последние 10-15 лет режиссер поднимает похожие темы регулярно: «Царство небесное», «Исход», «Прометей». Если вы «умник», и обладаете знаниями из области религии и искусства, то найдете на экране для себя много увлекательного. Скотт упорно пытается впихнуть в привычную обертку космического хоррора целую философию под соусом библейской притчи. Судя по всему, режиссеру давно не интересно прямое противостояние разных биологических видов…

Читайте также:  «Мумия» - рецензия

Куда больше его увлекла проблема творца и его творения. И поэтому андроид Дэвид то сравнивается с «Давидом» Микеланджело — лучшим произведением скульптора, то с «Гамлетом», который примеряет на себя роль судьи, творца и даже Создателя. Такие отсылки сквозят буквально в каждой сцене. Подаются они через диалоги, визуальную часть и даже конкретные музыкальные произведения Вагнера. Режиссер обращается в сторону Шекспира, кивает на Айзека Азимова, цитирует философов, богословов и Библию. Но если пропустить все эти интеллектуальные замашки мимо ушей, то структура картины «Чужой: Завет» превращается в римейк самого первого фильма…

Экипаж некого корабля сталкивается с неизвестными монстрами после чего люди и неоморфы пытаются друг друга уничтожить.

Такое описание, конечно, может показаться слишком утрированным, но оно довольно точно характеризует местный сюжет, если воспринимать фильм как космический хоррор в стиле классического «Чужого».

Рецензия, обзор на фильм "Чужой: Завет"

Сценарий

Возвращаясь к «Прометею» стоит сказать, что в сценарном плане он был далеко не идеален — местами даже плох. У меня было много вопросов касательно логики отдельных событий, поверхностности некоторых персонажей и их мотивов. Плюс, много условностей и жанровых штампов. Но все познается в сравнении, поэтому получается, что в тот раз закрыть глаза мне было гораздо проще благодаря наличию интересного сюжета, более живых персонажей и крутых твистов, крепко сбитого экшена, потрясающей графики и общей цельности фильма.

«Чужой: Завет» же цепляющей истории не имеет, зато по количеству сценарных недоработок превзошел «Прометея» в несколько раз. Невообразимая тупость всех людских персонажей задела многих зрителей, и можно сказать, что глупость героев даже двигает сюжет?! От одного замеса к другому, от одного тупого решения к другому. Ну, как всегда, ни карантина в чрезвычайной ситуации, ни здравой логики. Американцы, что тут сказать!

Удручает и непрофессиональное отношение сценаристов ко всем персонажам — отклик вызывает лишь герой Майкла Фассбендера, по понятным причинам. Ну и едва Кэтрин Уотерстон (Дэниэлс) — «реинкарнация» Эллен Рипли. Они демонстрируют наличие хоть как — то прописанного характера и оказывают прямое влияние на сюжет, хотя логика и мотивы зачастую оформлены так себе.

Остальные же представлены на уровне: этот верит в Бога, этот носит шляпу, неухоженная баба — квалифицированный биолог. В общем, очередной потенциальный фильм засыпался из-за сценария. В сплаве с едва интересным сюжетом и грудой сложных отсылок он определенно стал самой слабой составляющей ленты.

Постановка и экшен

В какой-то мере его компенсирует постановка, которая в «Завете» генерирует большую часть «интересностей». Как ни крути более чем за полувековую карьеру Ридли Скотт собаку съел на съемках масштабных картин, а в жанре космического хоррора он претендует чуть ли не на звание первооткрывателя. А потому советую смотреть «Чужой: Завет» более внимательно в первой части картины, когда нам демонстрируют огромный корабль, бескрайние просторы космоса, системы планет и…. «рождение» андроида Уолтера.

Технические составляющие, конечно же, были на высоте (бюджет фильма — 97 млн. $) — не нашла к чему бы придраться. Графика отличная, ландшафты для съемок на другой планете подобраны атмосферные. Для сцен внутри корабля были построены масштабные декорации, которые имитируют различные модули «Завета» — его отсеки и даже спец технику. Отдельно строился громадный макет корабля пришельцев и образцы их архитектуры. В итоге, для фантастического фильма новый «Чужой» радует холодной цветовой гаммой, которая выдерживает стилистику всей серии.

Но и здесь есть ложка дегтя — это экшен. Он не очень насыщенный, его концентрация довольна низкая, а самое плохое, что экшен ни разу не изобретательный. «Чужие» обедают людьми, те куда-то бегут, и твари почему-то выскакивают там, где ты их ждешь — это не способствует саспенсу. Все это говорит о том, что культовая франшиза совсем неинтересна 80 — летнему Скотту… Она просто плацдарм для публикации своих неоднозначных философских воззрений…

Актёры

Зато актерская игра фильма «Чужой: Завет» не огорчила. При наличии большого пушечного мяса с тремя строчками диалога на душу, общая подача хорошая. Конечно, все орут, изображают мучения, но делают это убедительно. С жизнью члены экипажа расстаются неохотно и «с большим шумом». Центральный актер — Майкл Фассбендер, играющий сразу двух андроидов, — гениален. Когда смотришь на его мимику и лаконичные движения, то невольно думаешь, а человек ли перед тобой?

Подытожим

«Чужой: Завет» безусловно заслуживает внимания, но я смутно представляю себе его аудиторию, так как Ридли Скотт гнул свою линию до конца, а продюсеры и фанаты диктовали свое… Есть чем насладиться на экране, если вы вытерпите перематывать в голове «попсовые» моменты. В конце концов, Ридли Скотт («Бегущий по лезвию», «Гангстер») имеет право снять все что хочет, а мне, как любителю всего специфичного и выходящего за рамки, понравилось. Подтекст, антураж и графика фильма наслоились друг на друга, отчего 122 минуты пролетели незаметно.

695548

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие записи

Добавить комментарий