«Мама!» — рецензия
Оценить этот пост!

Салют всем! «Мама!» — это мистическая драма с элементами триллера, о которой Даррен Аронофски вообще ничего не рассказывал, и когда снимал, и когда занимался постпроизводством. Был известен только актерский состав, потому что этого не спрячешь. В двух главных ролях: Хавьер Бардем и Дженнифер Лоуренс. В двух второстепенных ролях — безусловно ярких и важных, Мишель Пфайффер и Эд Харрис. Ну, и еще mother! освистали на 74 — м Венецианском кинофестивале за сцену каннибализма…

Фильмография режиссера фильма «Мама!» Даррена Аронофски

Однако подробности от «жёлтой» прессы потом. Сначала справка по творчеству неоднозначного деятеля киноиндустрии Даррена Аронофски. Ранние произведения мужчины — это претенциозные авторские проекты такие как «Пи» (1998), «Реквием по мечте» (2000), «Фонтан» (2006). Затем режиссер отошел от мозговзрывного артхауса в сторону чуть ли не мейнстрима: вернул в строй Микки Рурка в «Рестлере» (2008). А Натали Портман с помощью Даррена в 2010 г. завоевала «Оскар» за блистательно — вымученную игру в «Чёрном лебеде». В блокбастере «Ной» 2014 г. Аронофски, как и Ридли Скотт, увлекшийся теологией при создании ленты «Чужой: Завет», попытался трактовать Священное Писание. Ничего хорошего, конечно, из этого не вышло: рейтинги у «библейского фэнтези» были низкие. Возможно, что эта неудача и побудила режиссера снять «Маму!», ведь идейная основа новинки проката и вышеназванного блокбастера с Расселом Кроу в главной роли практически идентична.

Сюжет фильма «Мама!»

Вот вы думаете, почему я дыма напускаю? Почему не могу четко и ясно обрисовать, о чем сюжет и как хорошо или плохо прописаны персонажи? Все дело в спойлерах, и невероятно простом сюжете, о котором если начнешь писать, то убьешь интригу напрочь. События в фильме находятся как бы на территории «Сияния» Стэнли Кубрика и «Ребенка Розмари»Романа Полански, т. е. старых сюрреалистических хорроров. История, без конца и начала, о писателе и его жене. Они живут, изолировано: в доме посреди леса. Женщина в какой-то момент беременеет, но с ее ребенком связано что-то пугающее и странное. Затем в дом начинают приходить незнакомцы, и они не спешат уходить. А писателю не пишется… Но на самом деле фильм не про это… О чем действительно картина «Мама!» я изложу ниже — в абзаце «тотальный спойлер».

Техническая и прочая «начинка» фильма «Мама!»

С точки зрения атмосферы и как это кино сделано, то оно интригующее и может вызвать полярную реакцию: отторжение, восторг. Самый близкий аналог — это «Антихрист» Ларса фон Триера, который также освистали в Каннах, потом специально выписали ему «анти — приз», чего на Лазурном берегу отродясь не было. Со временем эта лента более или менее утвердилась, и я даже на нее сегодня ссылаюсь…

Аронофски и как режиссер, и как сценарист, придумал массу хитроумных вещей, чтобы до финала водить зрителей за нос. Например, фильм идет 2 часа, и 60% хронометража — это крупный план лица Дженнифер Лоуренс. Но вы этого не замечаете, потому что ловко смонтировано, да, и сама актриса выжала из себя по максимому. Если вы на дух не переносите Дженнифер Лоуренс, то такое зрелище для вас категорически противопоказано, ибо весь фильм, получается, мы видим с точки зрения ее персонажа. Она живет в доме, который сама восстановила после пожара, поэтому любит каждый предмет и уголок. Героиня искренне не понимает своего мужа и приходящих гостей, и мы вместе с ней хотим разгадать эту загадку. Здесь даже есть детективная составляющая. Нормальная логика в «Маме!» не работает и не существует. Не потому что режиссер не умеет доступно донести мысли и характеры персонажей — в «Чёрном лебеде» и «Реквиеме по мечте» зрители, к примеру, понимают, что к чему.

В «Маме!» же персонажи скорее абстракция, чем реальные люди. Например, у ни одного из них нет имен. По сюжету кто-то приходит в дом, но себя не называет, а герой Хавьера Бардема просто«Он». Это кино как странный сон. В нем есть под темы, касающиеся «фрейдизма» и «юнгианства», если говорить о каких-то глобальных архетипах. Поэтому «Мама!» это не тот фильм, где вы будите кому-либо из героев сопереживать — слишком они на нас не похожи, но покопаться в мотивах всего сущего можно.

Читайте также:  «Ведьмак» - дата выхода сериала (ориентировочно)

Все актеры играют блестяще — несмотря на то, что персонажи абстрактные. Придраться к массовке невозможно. Кто-то, конечно, будет недоумевать по поводу поведения Хавьера Бардема: дескать, какой-то непонятный гений и муж. Но к финалу все проясняется. В принципе, история жены, которая не знает, кто ее муж на самом деле, встречается и в реальной жизни. Героиня Дженнифер Лоуренс любит своего писателя, ухаживает за ним — хозяйство на себе тянет, а он в ответ: «Спасибо, родная», – и уходит… Для него она лишь покорная красавица, а что ее тревожит — он знать не хочет. В этой истории определенно есть леденящая убедительность, необходимая для триллера. Нотки ужаса добавляет музыкальный ряд от исландского композитора Йохана Йоханнссона. Как таковой саундтрек у «Мамы!» отсутствует, но он здесь попросту не нужен.

Вывод по фильму «Мама!»

В итоге, «Мама!» — нестандартный фильм, который многие справедливо могут обозвать «адской ахинеей». Сюжет и поведение героев поддаются совершенно различным трактовкам и осмыслению: тема творчества, феминизм, испытание славой, неравный брак, неразделенная любовь и т. д. Впрочем, есть и единственная, всё объясняющая, концепция.

Интерпретация, объяснение фильма «Мама!», или «тотальный спойлер»

«Мама!» — это чуть ли не дословная интерпретация Библии с поправками Даррена Аронофски. Дом, в котором живут герои — это весь Мир и одновременно христианская модель нашего плана бытия. На верхнем этаже — Рай: там живет и творит Бог в лице Хавьера Бардема. Похоже, что Создатель пишет Новый Завет, но у него пока что отсутствует Вдохновение. А в подвале, соответственно, Ад: там страшно и всегда горит огонь. Героиня Дженнифер Лоуренс — это собирательный образ, в котором прослеживаются черты и Девы Марии, и Матери — Земли (Природа). Она рожает сына (Иисуса) — его забирает Бог и отдает на растерзание фанатикам — «на растерзание» в прямом смысле. Под финал Лоуренс еще приобретает черты падшего ангела Люцифера, восставшего против Бога и устроившего Апокалипсис.

Персонажи Эда Харриса и Мишель Пфайффер — это Адам и Ева. В моменте, где Лоуренс застает писателя, удерживающего доктора над унитазом, можно заметить, что муж героини закрыл рукой рану на рёбрах гостя… А на следующий день появляется жена (Ева) незваного гостя — врача. Позже парочка без дозволения пробирается в кабинет писатели и разбивает Кристалл — окаменевшее сердце Матери — Земли, оставшееся у Бога после ее (Природы) смерти. Писателю ничего не остаётся, как навсегда заколотить двери кабинета. Аллюзия на «запретный плод» и изгнание из Рая.

Ничуть не сожалеющие о случившемся доктор и его жена занимаются сексом, а на следующее утро на порог Дома прибывают их двое сыновей. Дети гостей — это Каин и Авель, которые и в фильме, и в Библии борются друг с другом, а потом брат убивает брата. Толпы фанатов писателя, наводнившие дом, — это человечество. Отсюда Потоп. Отсылки к войнам, и к тому, что всё повторяется.

Авторское виденье Священного Писания Дарреном Аронофски заключается в том, что Бог — самовлюбленный тиран. Человечество — толпа подонков и глупцов и… — короче, семь смертных грехов вам в помощь. На лицо умышленный «троллинг» религиозных фанатиков, потому что чересчур отталкивающе изображены в фильме «Мама!»почитатели Творца.

P. S.

Фильм — аналог «Мамы!» — это европейская комедия «Новейший завет»Le Tout Nouveau Testament, поставленная режиссёром по имени Жако Ван Дормель в 2015 г. Или «Хижина» / The Shack от Стюарта Хэзелдайна.

938643

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие записи

Добавить комментарий