«Т2: Трейнспоттинг» – рецензия
Оценить этот пост!

Салют всем! Сегодня я хочу высказаться на тему неоднозначного фильма Дэнни Бойла «Т2: Трейнспоттинг», который является продолжением широко известной ленты 1996 г. «На игле». Да, похоже наших прокатчиков настолько достали претензиями об исковерканном в свое время названии оригинала, что они решили писать просто транслитом. Ну не самый плохой вариант…

Предисловие

Так вот, начну из далека. Наркотики — это плохо. И с этим никто из здравомыслящих людей спорить не будет. Однако про них и про наркоманов есть очень много хороших фильмов. Например, «Страх и ненависть в Лас — Вегасе», «Лицо со шрамом», «Реквием по мечте», «Гангстер», «Аптечный ковбой». Сняты также просто страшные произведения — «Паника в Нидл — Парке», «Я Кристина».

И знаете, бывает что-то анализируешь и понимаешь, как это хорошо, как это воодушевляет (я сейчас о фильмах на подобии «Уличный кот по кличке Боб»), а бывает что-то просто нравится. Может быть оно попалось в подходящий момент твоей жизни или есть другая причина, но работает это так. И первая часть «Трейнспоттинга» мне нравилась вопреки, так как я всегда была за то, чтобы обходить тему пагубной зависимости стороной и не спекулировать на ней, как это часто происходит в «шедеврах» схожих с «Мальчишником в Вегасе».

Поэтому я бы никогда не написала публичный отзыв о фильме Дэнни Бойла «На игле» — будни наркоманов смотреть занятно, но не обязательно, и они часто не несут смысловой нагрузки. Сиквел «Т2: Трейнспоттинг» же открыл мне, наконец-то, глаза на идею произведения и на эту щепетильную тему…

О чем на самом деле фильм «На игле»?

Обо всем по порядку. «На игле» — это экранизация одноименной книги шотландского писателя Ирвина Уэлша, которая была его весьма успешным литературным дебютом и вышла за 3 года до фильма. Я ее читала, что называется, «для кругозора», но не до конца, так как терпения не хватило, чтобы пробиться через витиеватое повествование героя — наркомана, да и просто посчитала лишней потерей времени листать жизнеописание заблудшего человека, 100% виноватого в своей участи.

В книге, как и в фильме 1996 г. рассказывается о ежедневном существовании нескольких молодых людей в Эдинбурге, которые являются неисправимыми героиновыми наркоманами. Собственно само слово «трейнспоттинг» означает на их сленге «поиск „не убитой“ вены», хотя его начальное значение безобидное и связанно с хобби некоторых англичан.

Как говорил сам Бойл, что у него на родине, trainspotting — культовая вещь, так как на острове находится самая старая железнодорожная сеть в мире. Эта многозначность слова в первом фильме широко используется, но истинное объяснение названия присутствует в романе Уэлша и в сиквеле.

Фильм «На игле» в отличие от прочих картин о наркозависимости показывает не пессимизм и безнадегу этого мира, то есть воспитательная функция здесь прослеживается куда хуже, чем, например, в «Игле» с Виктором Цоем или в «Дневнике баскетболиста» с Леонардо Ди Каприо. Как ни странно, все запрещенные препараты лишь фон (жуткий), для комичной, яркой и динамичной истории … про молодость. Молодость дурную, безрассудную и аморальную, но молодость.

И атмосфера бурлящей молодости, с помощью монтажных решений и диалогов про «выбор», передана в фильме на «ура». Мне кажется, что это одна из основных причин, почему «На игле» выстрелил и стал главным британским фильмом всех времен и народов. Я раньше почему-то думала, что нельзя так бездумно красиво изображать притон и преступления четверки друзей —«нариков»?!

Рецензия, обзор на фильм "Т2: Трейнспоттинг"

В чем культовость оригинала и соответственно сиквела?

Тут шикарные саундтреки, и, наверное, половину маленького бюджета создатели вбухали именно в лицензию на песни. Тут — не ржавеющая история про несовершеннолетнюю Диану, шантажирующую Марка Рентона тюрьмой (он переспал с ней будучи не в курсе ее юного возраста, но все было по взаимному согласию…) Ничего из последних событий вам это не напоминает? В общем, старания Бойла и команды не прошли даром: лента собрала в прокате 72 млн. $ при затрате в 2,5. Кроме того, на «звездном» небосклоне загорелись две фамилии, не тускнеющие и по сей день: Юэна Макгрегора и Дэнни Бойла.

Читайте также:  «Красавица и чудовище» - рецензия

Для Дэнни Бойла драма «На игле» стала вторым фильмом после относительно успешной «Неглубокой могилы», и хоть я не сильно разбираюсь в британском кинематографе, чтобы понять изобрел ли Бойл жанр «динамичной черной британской драмеди», но его предшественников с ходу точно не вспомнишь, зато все знают последователей: Гай Ричи«Карты, деньги, два ствола», сериалы «Во все тяжкие» и мини-сериал «Прикуп». Тем не менее, Бойл не стал продолжать в том же духе: «Пляж», «28 недель спустя», «Миллионер из трущоб» — поставлены в более голливудском стиле.

И вот спустя 21 год выходит продолжение — «Т2: Трейнспоттинг», которое тоже основано на книге вышеназванного писателя. И вроде та же команда собралась, что и в первой части, но когда я садилась смотреть «Т2», то и не надеялась на оглушительный успех, так как эстетику первого фильма зрители и автор сей рецензии переварили множество раз и ко всему привыкли. Это скорее продолжение для фанатов и любопытных. В итоге, впечатления получились противоречивые: вторая часть очень бережно, как бы, крутится вокруг первой, чтобы не разрушить ее «культ», и в «Т2: Трейнспоттинг» очень много отсылок к оригиналу, что бьет по самодостаточности новинки (местами герои просто пересказывают события 1996 г., плюс, визуальные флэшбэки). Снято все действо, конечно, в стиле первого фильма (кислотные цвета, рваный монтаж) и, наверное, ничего новаторского Бойл сделать и не пытался…

Я понимаю, что с коммерческой точки зрения это правильно: кто-то уже забыл, кто-то и не знал, но опускаться до разжевывания — скучно… Вот момент с «наездом машины на Марка Рентона», вот момент с «худшим „сортиром“ в Шотландии». Это небольшая претензия… И не сказать, что воспоминания все портят, но если бы их было больше, то они раздражали конкретно.

Если говорить в целом, то «Т2: Трейнспоттинг» дико меланхоличный фильм, хоть там есть комедийные моменты, которые можно встретить в американских проходных лентах про одноклассников, не видевших друг друга годами, а затем бурно отмечающих встречу в злачных заведениях. Герои постарели, но не поумнели (остались душой в 90-х гг.), так как не смогли за все эти годы найти свое место в жизни.

Скорее всего, сиквел рассказывает не про героев фильма «На игле» и их метаморфозах, а про сам фильм, принесший Бойлу славу. Переломная эпоха прошла, режиссеру и актерам приятно вспомнить о том, как они за копейки и без цензуры создали новое направление.

Дэниел «Кочерыжка» Мёрфи как прототип Уэлша?

Но, а что же зрители? Им то зачем смотреть по сути одну и ту же картину, просто переснятую немного иначе? Ответ в Дэниеле «Кочерыжке» Мёрфи. Именно герой Юэна Бремнера, что называется, перепахал меня, а под финал снял раз и навсегда вопрос о том, зачем снимать и писать книги о «этих» людях, которым было бы лучше жить в тени и молчать о своей слабости, ведь, еще раз повторюсь, они сами виноваты во всем случившемся с ними.

Завершение истории в «Т2: Трейнспоттинг» словно по Федору Михайловичу Достоевскому: персонаж (обязательно нелепый, ну или выбивающийся немного из нормы), несмотря на пережитые ошибки и будущие преграды, открывает у себя в душе дверцу, откуда фонтанирует надежда, творческие силы и свет. Он нашел самый простой выход, который не приходил ему в голову раньше, а окружающие в шоке, так как понимают, что где-то они облажались, но не знают где.

И что больше всего нравится — «Кочерыжка» — это непросто какой-то придуманный герой, а прототип Ирвина Уэлша, поэтому перед нами подлинная история исцеления от наркозависимости и прочих разочарований благодаря писательскому искусству. Ну не прелесть ли?!

744776

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие записи

Добавить комментарий