«Тёмная башня» – рецензия
Оценить этот пост!

Салют всем! Никому, наверное, не надо напоминать, что «Тёмная башня» — это заглавный цикл многотомных приключений героев Стивена Кинга (жанр вестерн, фэнтези, ужасы, научная фантастика и т. д.), где объясняются законы придуманной им вселенной, и где есть сюжетные линии из других, не связанных друг с другом книг писателя. В своё время — целых 10 лет! — масштабная экранизация (и, одновременно, продолжение книг) показалась неосуществимой для таких режиссёров, сценаристов и продюсеров как Брайан Грейзер, Рон Ховард, Дж. Дж. Абрамс и Акива Голдсман.

Поэтому у «Тёмной башни» очень долгая производственная история — мировую премьеру переносили три раза. Казалось бы, блокбастер отсняли хорошо и вовремя, но на тестовых показах он провалился, и его отправили на пересъёмку. И здесь получилось то же самое: после пересъёмки, где было много каста (Рассел Кроу, Кристиан Бейл, Лиам Нисон, Хавьер Бардем), фильм не стал «работать». Пришлось Columbia Pictures пригласить дополнительно специалистов, которые помогали начинающему датскому режиссёру по имени Николай Арсель. И что в итоге? На Rotten Tomatoes «Тёмная башня» имеет средний балл 4/10… И судя по тому что я увидела, никакой многоходовой серии у фильма не будет…

О чём фильм?

Главный герой «Тёмной башни», что вразрез с трейлерами — это не стрелок Роланд Дискейн (Идрис Эльба), вокруг смены расы которого бытовали распри до премьеры, а подросток Джейк Чеймберз (его роль исполнил дебютант на большом экране Том Тейлор).

Джейк — странный мальчик: ему снятся другие миры, страшные люди и нелюди и Апокалипсис. Свои сны герой бережно и систематично зарисовывает в альбом, но из-за этого родители Джейка (отчим и мать) считают его психом…

Однако в один момент все меняется: за Джейком и его даром приходят подручные загадочного Человека в чёрном, и мальчик вынужден пуститься в бега. И только покинув родной дом, а после и родной мир, Джейк встречает угрюмого Роланда — путешественника, некогда принадлежащего к древнему клану Стрелков, защищающему в одиночку все миры от гибели. Роланд нехотя берёт мальчика в попутчики и вместе они отправляются в опасное приключение (просто ностальгическое роуд — муви), чтобы найти и одолеть Человека в чёрном, прежде, чем тот уничтожит Тёмную башню и низвергнет все миры в пучину хаоса.

В целом завязка в фильме очень качественная, и, видно, что сценаристы прописали взаимоотношения внутри семьи Джейка подробно и с пониманием дела: герою сразу сочувствуешь, ведь он не «ходящий картон». Через полчаса перед зрителем предстаёт Роланд — измученный и потерявший веру путник, который, разумеется, не пройдёт мимо нуждающегося в помощи Джейка.

За что хвалить?

Во-первых, за сеттинг. Тут низкий поклон мэтру — Стивену Кингу, за создание столь интересной вселенной. Даже учитывая скромные 1, 5 часа хронометража, за фильм нам покажут достаточно местного колорита, чтобы захотелось тотчас схватиться за книжную серию или хотя бы проштудировать Википедию на тему вселенной фильма.

Люди с ненастоящей кожей, города на вершине горного плато, невиданные землетрясения в нашей с Джейком реальности. Герои обсуждают эпохальные исторические события, происходившие в параллельных мирах, а глаз замечает множество интригующих мелочей, разбросанных по этим мирам. Литературный бэкграунд «Тёмной башни» налицо. Сочетанием фэнтези и фантастики, казалось бы, уже никого не удивить, но уж больно органично в мире фильма соседствуют демоны, магия, здесь обозначенная термином «сияние», и передовые технологии — телепорт, например.

Второе, что стоит отметить, — это потрясающая актёрская игра Мэттью Макконахи. Идрис Эльба и Том Тейлор тоже справились неплохо, но Человек в чёрном, или Уолтер Падик, все же на голову выше остальных персонажей по своей харизме. Он жуткий, властный, серьёзный, и даже с плохо прописанной ролью (об этом чуть ниже) Мэттью Макконахи превращает антагониста в личность, и что очень важно — в пугающую личность.

Читайте также:  «Движение вверх» - рецензия

Третий «плюс» — на нем и закончу, чтобы не портить просмотр фильма «Тёмная башня», — это Джейк. Главный герой вышел на редкость приятным парнишкой. Он не бесит своей глупостью или трусостью. Он схватывает все на лету и обладает во истину железной силой воли и несокрушимым характером. Очевидно, что испытания, выпавшие на долю герою, обязаны научить его справляться со своими внутренними демонами. Вырисовывается простая, предсказуемая, линейная история, скажите вы. Да. Но она работает. Отчасти в этом заслуга толковой игры Тома Тейлора, чья карьера, наверняка, взлетит после «Тёмной башни».

За что ругать?

Если бы мне необходимо было сравнить «Тёмную башню» с каким-нибудь свежим блокбастером, то не думая предложила «Меч короля Артура» Гая Ричи. И сравнение это напрашивается не только из-за того, что Роланд — потомок короля Артура, а Человек в чёрном — это едкая насмешка над Мерлином. Просто оба фильма наступают на одни и те же грабли.

Сеттинг, который я хвалила выше, подан аппетитно и интригующе. Однако в книжки и в поисковики зритель полезет не потому что ему интересна основа всего действа на экране, а из-за того, что многое из происходящего не понятно. Я прочитала роман «Стрелок» когда-то не полностью — так сложилось, но додумать упущения сценаристов было не сложно. И все же, если вы до сегодняшнего дня ничего не слышали о вселенной Кинга, то, боюсь, кроме каши в голове у вас ничего не останется. А «золотое правило» любой экранизации гласит, что зритель не обязан знать оригинал, чтобы посмотреть самостоятельную адаптацию.

Далее из «минусов» — антагонист, пусть и прекрасно исполненный Макконахи. Персонаж плохо прописан именно в сценарном плане. У него нет предыстории, а мотивация Человека в чёрном сводится к клише: «уничтожить мир, а затем править на его руинах».

К тому же фильму ужасно тесно в его хронометраже, так как 1, 5 ч. для блокбастера с такой богатой вселенной — преступно мало. В какой-то момент весьма размеренные события фильма, где Зло играет в кошки — мышки с Добром, пускаются в галоп, и кажется, что авторы стараются как можно скорее закончить историю, на ходу обрывая нужные и не нужные линии. Худшим образом это сказалось на скомканном и открытом финале.

С другой стороны, у того же «Меча короля Артура» или «Отряда самоубийц», испытывающего похожие сценарные трудности, бюджет был в три раза больше. «Тёмная башня» же довольствовалась скромными по голливудским меркам 60 млн. $ Тем не менее, поначалу тягучая и пугающая фантастика резко превращается в сплошные локальные перестрелки, пафосные чтения клятвы Стрелков, и это сильно бьет по атмосфере фильма.

Я думаю, что это, возможно, не самые очевидные «дыры» повествования, над которыми если не думать, то и ладно. Однако фанатам такая ущербная экранная сказка не принесет эффекта «вау-вау», что ни разу не было в сравнимой по масштабам «Игре Престолов».

Стоит ли идти?

Определенно, да. На самом деле «Тёмная башня» хоть и кажется недостроенной, но потенциал за этим фильмом чувствуется огромный. У него есть атмосфера, отличный каст, приятная графика, а перестрелки, заменившие под конец развитие сюжета, выглядят бойко и классно. И отсылки, отсылки к творчеству Стивена Кинга на каждом шагу. У «Тёмной башни» минусов, конечно, не отнять, но и с ними она смотрится серьезно и с интересом от начала и до конца.

641780

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие записи

Добавить комментарий